Седаны и хэтчбеки испокон веков сосуществуют в мире и гармонии. Никто не спорит о том, какой Ford Focus красивее – пятидверный или четырехдверный, потому что оба автомобиля вышли из-под пера одного заботливого дизайнера, заранее позаботившегося о том, чтобы формы были ладными и пропорциональными. Но все идет наперекосяк, когда в угоду пожеланиям рынка в седан превращают автомобиль, который никогда им не был, и более того, не задумывался. В результате получаются машины, намекающие своим видом на то, что над ними работали не дизайнеры, а начинающие пластические хирурги. Давайте взглянем на десяток живых доказательств того, что седан из хэтчбека – это плохая идея. Peugeot 206 Peugeot 206 – один из мировых бестселлеров конца девяностых – начала двухтысячных, который появился в 1998 году и в том или ином виде производится до сих пор. В двухтысячных он блистал на раллийных трассах, раздувшись в длину и ширину для соответствия техническому регламенту. Он прекрасно выглядел в образе хэтчбека, изящно превращался в кабриолет и даже смог трансформироваться в приемлемого вида универсал. Англичане удаляли из него задний диван и переделывали его в «вэн». Китайцы приделывали к нему новую оптику и переименовывали его в Citroen C2. Но самое худшее в жизни модели случилось с ней в Иране, где к пятидверному хэтчбеку при содействии французского дизайн-центра (вот уж предательство!) приделали обвислый багажник. Своим творением в Iran Khodro остались довольны и, цокнув языком, поставили машину на конвейер, а затем наладили экспорт на рынки, где было достаточно людей, готовых наступить на горло чувству прекрасного в угоду практичности и дешевизны. В том числе и в Россию. Peugeot 206 CC 2001–03 1 / 4 Peugeot 206 CC 2001–03 2 / 4 Peugeot 206 CC 2001–03 3 / 4 Peugeot 206 CC 2001–03 4 / 4 Peugeot 206 Sedan '2006–н.в. 1 / 5 Peugeot 206 Sedan '2006–н.в. 2 / 5 Peugeot 206 Sedan '2006–н.в. 3 / 5 Peugeot 206 Sedan '2006–н.в. 4 / 5 Peugeot 206 Sedan '2006–н.в. 5 / 5 Renault Clio Symbol Давайте будем откровенны: Renault Clio и в своем изначальном виде не был красавцем. Дизайнер Патрик Ле Кеман любил создавать экстравагантные машины – достаточно вспомнить совершенно внеклассовый Renault Avantime. И если в дорестайлинговом облике нарисованного им Clio прослеживалась идея нового прочтения исторического наследия Renault 5, то рестайлинг окончательно поссорил переднюю часть с ее угловатыми фарами и весь остальной автомобиль в духе биодизайна. Но контрольный выстрел в сердце автомобильных эстетов французы сделали без посторонней помощи: они просто решили сделать из Clio седан для рынков развивающихся стран. Чтобы хоть немного отгородить хэтчбек от того, что получилось в результате операции, седану помимо чужеродного багажника приклеили и дополнительное название Symbol. И почти 10 лет, с 1999 по 2008, умудрялись находить достаточно желающих поддержать насилие над автомобильным дизайном. Renault Clio Symbol 2002–06 1 / 5 Renault Clio Symbol 2002–06 2 / 5 Renault Clio Symbol 2002–06 3 / 5 Renault Clio Symbol 2002–06 4 / 5 Renault Clio Symbol 2002–06 5 / 5 Ford Fiesta В Peugeot и Renault смогли одуматься и не повторять своих ошибок, исключив седаны из кузовной гаммы следующих поколений. Peugeot 207 и второй Symbol не в счет: первый был перелицованным 206, а второй – самостоятельной моделью. Но вот в Ford идея создания из компактного хэтчбека седана для развивающихся стран жива уже много лет. Первым кургузый задранный багажник примерило четвертое поколение Fiesta, и непритязательные покупатели Латинской Америки и Китая убедили маркетологов Ford в жизнеспособности этого Франкенштейна. Ford Fiesta Sedan 2000–03 1 / 5 Ford Fiesta Sedan 2000–03 2 / 5 Ford Fiesta Sedan 2000–03 3 / 5 Ford Fiesta Sedan 2000–03 4 / 5 Ford Fiesta Sedan 2000–03 5 / 5 Ford Fiesta Sedan 2004–07 1 / 5 Ford Fiesta Sedan 2004–07 2 / 5 Ford Fiesta Sedan 2004–07 3 / 5 Ford Fiesta Sedan 2004–07 4 / 5 Ford Fiesta Sedan 2004–07 5 / 5 За четвертым поколением последовало пятое, ну а венцом дизайнерской мысли стало шестое. Его, к слову, даже не постыдились показать в виде концепта Verve на автосалоне в Детройте в 2008 году. Проблемы с пропорциями были видны уже тогда, а серийные машины лишь подтвердили несуразность кургузого багажника, превращающего корму изначально изящного автомобиля в грузное недоразумение. Стоит ли сотня-полторы дополнительных литров багажного объема того, чтобы зажмуриваться, подходя к машине сзади – вопрос персональный. А лишним доказательством того, что Fiesta седан – это компромисс для небогатых рынков, служит нынешнее, седьмое поколение модели, которое ориентировано прежде всего на Европу и не имеет четырехдверной версии. Ford Fiesta Sedan 2011–13 1 / 4 Ford Fiesta Sedan 2011–13 2 / 4 Ford Fiesta Sedan 2011–13 3 / 4 Ford Fiesta Sedan 2011–13 4 / 4 Peugeot 307 Наглядный пример того, что разработка седана «специально для развивающихся рынков» видна за версту – это Peugeot 307. У его предшественника, 306, была «полноценная» трехобъемная вариация, а вот 307 ее изначально не получил. Но покупатели в Китае были решительно настроены ее получить, поэтому спустя три года после дебюта к хэтчбеку, универсалу и восхитительному кабриолету (мы словно говорим о 206, помните?) присоединился седан. То, что он был гадким утенком на фоне сородичей, даже объяснять излишне – просто взгляните сначала на корму 307 CC, а затем на заднюю часть седана, словно украденную у какой-то другой машины. Peugeot 307 CC 2001-2007 1 / 5 Peugeot 307 CC 2001-2007 2 / 5 Peugeot 307 CC 2001-2007 3 / 5 Peugeot 307 CC 2001-2007 4 / 5 Peugeot 307 CC 2001-2007 5 / 5 Peugeot 307 Sedan 2004–07 1 / 5 Peugeot 307 Sedan 2004–07 2 / 5 Peugeot 307 Sedan 2004–07 3 / 5 Peugeot 307 Sedan 2004–07 4 / 5 Peugeot 307 Sedan 2004–07 5 / 5 Mazda 2 Вы еще не забыли Ford Fiesta, о котором мы говорили чуть выше? Если нет, взгляните на этот автомобиль. Да-да, ошибки быть не может, это все те же знакомо нескладные формы: второе поколение Mazda2, разделившей не только платформу, но и ключевые пропорции с Fiesta, дебютировало вслед за ней. Mazda2 Sedan 2008–10 1 / 4 Mazda2 Sedan 2008–10 2 / 4 Mazda2 Sedan 2008–10 3 / 4 Mazda2 Sedan 2008–10 4 / 4 Но если вы думаете, что это было самой страшной ошибкой японцев, то не до конца знаете историю модели. Ведь в третьем поколении бэйдж-инжиниринг вышел на новый уровень. Сама Mazda2 переехала на другую платформу, а ее новыми родственниками стали Scion iA и Toyota Yaris iA. Предлагаем вам самостоятельно выбрать самый некрасивый вариант из трех некрасивых. Mazda2 Sedan 2014–19 1 / 5 Mazda2 Sedan 2014–19 2 / 5 Mazda2 Sedan 2014–19 3 / 5 Mazda2 Sedan 2014–19 4 / 5 Mazda2 Sedan 2014–19 5 / 5 Scion iA 2015–16 1 / 5 Scion iA 2015–16 2 / 5 Scion iA 2015–16 3 / 5 Scion iA 2015–16 4 / 5 Scion iA 2015–16 5 / 5 Toyota Yaris iA 2016–18 1 / 4 Toyota Yaris iA 2016–18 2 / 4 Toyota Yaris iA 2016–18 3 / 4 Toyota Yaris iA 2016–18 4 / 4 Suzuki Dzire Виновники нашего расстройства на этот раз – индийцы из подразделения Maruti Suzuki, которые решили сделать для своего рынка седан из Suzuki Swift. Хэтчбек был сложен очень неплохо, а дизайнерская фишка в виде взаимно направленной передней и задней оптики оказалась так хороша, что даже перекочевала на второе поколение модели. Но нам сначала нужно закончить с первым. Символично, что именно в Индии, где создают кино о чудесных воссоединениях родственных душ, переднюю и заднюю оптику Swift решили разлучить, добавив длины за счет горбатого багажника. Еще более символично, что получившийся седан назвали Dzire – то есть, «желание», хотя его внешность вызывает нежелание, недоумение и недоверие.
Maruti-Suzuki Swift DZire 2008–12Но если вам кажется, что сделать хуже уже нельзя, то не спешите с выводами. Ко второму поколению «желанный» седан решили уложить в 4 метра длины ради налоговых льгот для машин такого размера. И когда дизайн автомобиля диктуется законодательными ограничениями, эстетика окончательно пакует чемоданы. Да и логически объяснить, зачем автомобилю нужна куцая нашлепка на корме, имитирующая багажник, сложновато. Suzuki Swift DZire 2014–15 1 / 5 Suzuki Swift DZire 2014–15 2 / 5 Suzuki Swift DZire 2014–15 3 / 5 Suzuki Swift DZire 2014–15 4 / 5 Suzuki Swift DZire 2014–15 5 / 5 Ford Ka У Ford Ka всегда была тяжелая судьба. В первом поколении он вышел страшненьким и неказистым (причем появившийся позже кабриолет ситуацию не спас). Во втором поколении он всегда оставался в тени соплатформенного красавчика Fiat 500. Ну а к третьему поколению он окончательно превратился в безликую машину, лишь решеткой радиатора напоминавшую о родстве с другими моделями марки. И как раз к третьему поколению его разжаловали в автомобиль для развивающихся стран со всеми вытекающими из этого последствиями. Более того, даже в ипостаси седана ему не повезло дважды: к бразильско-мексиканской версии длиной в 4,25 метра прибавилась отдельная индийская, которую уложили в те же 4 метра, что и бедолагу Suzuki. В общем, если вам нужно сделать из некрасивой машины еще и непропорциональную, обратитесь к индийскому законодательству. 1 / 3 2 / 3 3 / 3 Ford Figo Sedan 2015–18 1 / 4 Ford Figo Sedan 2015–18 2 / 4 Ford Figo Sedan 2015–18 3 / 4 Ford Figo Sedan 2015–18 4 / 4


