Пик моды на комфортабельные среднеразмерные рамные внедорожники остался в конце девяностых и в начале нулевых, но нельзя сказать, что этот класс совсем уж вышел из игры. Немногие автомобили одинаково уместны и на лесных грунтовках, и на парковках бизнес-центров. Тон в этом сегменте традиционно задают японцы и американцы, но с начала двухтысячных получить некоторую долю пытается Китай. Одним из самых успешных рамников китайского производства стал Great Wall Hover, но его можно считать сравнительно бюджетным вариантом, ориентированным скорее на практичность, чем на комфорт. А вот Haval H9 – совсем другое дело: с ним китайцы подали заявку на вход в более высокий класс. Что у них в итоге получилось, а что нет и ощутили ли владельцы этих машин прибавку в классе? Ответить на эти вопросы можно, изучив отзывы. Давайте этим и займемся. Марка Haval появилась в 2013 году как подразделение компании Great Wall и изначально позиционировалась как производитель исключительно кроссоверов и внедорожников, причем нацеленный на вход в премиальный сегмент. Происхождение названия Haval китайские маркетологи, склонные к поэтическому восприятию мира, объясняли английской фразой «I Have All», то есть «У меня есть всё», и разъясняли, что «всё» – это крепкая семья, интересная работа, верные друзья и надёжный автомобиль. Ну а чуть ли не первым воплощением этой концепции стал показанный на автосалоне в Пекине Haval H9, производство которого стартовало на заводе в городе Баодин. Автомобиль имел рамную конструкцию, независимую подвеску переднего моста и зависимый задний мост с блокировкой Eaton. Изначально под капотом размещался либо двухлитровый бензиновый турбомотор GW4C20A мощностью 251 л.с., либо 190-сильный турбодизель GW4D20T такого же объема. В течение первых месяцев в паре с ними работала 6-ступенчатая гидромеханическая коробка, но уже в 2015-м автомобиль получил ультрасовременный на тот момент 8-ступенчатый автомат ZF 8HP. Модель имела прекрасную оснащенность «опциями комфорта» и была представлена в пяти- и семиместном варианте. Китай – страна довольно закрытая, и имя дизайнера, работавшего над внешностью H9, остается неизвестным широкой публике. Тем не менее эту работу можно назвать вполне успешной: автомобиль получился очень похожим на своего главного конкурента – Land Cruiser Prado, но без единого прямого заимствования!
Haval H9 2014–2019 Осенью 2014 года автомобиль был показан на ММАС, а в 2015 году начались его официальные продажи в России, при этом из налоговых соображений бензиновый мотор был дефорсирован до 245 л.с. Поначалу реализация шла ни шатко ни валко: сказывалась довольно высокая (для китайской марки) цена и неразвитость дилерской сети. Так, в 2016 было продано всего 72, а в 2017 – 180 таких автомобилей. В 2017 году автомобиль претерпел небольшой рестайлинг, но реальный прорыв начался в 2019, когда была запущена сборка H9 на заводе компании в Туле. Продажи быстро пошли вверх, и в 2021 году они достигли 2697 единиц. Сказался и рестайлинг: под капотом машин 2021 модельного года появилась обновленная версия двухлитрового турбомотора GW4C20B, мощность которого была понижена до 218 л.с. при одновременном росте крутящего момента с 350 до 380 нм, гидроусилитель руля был заменен на электроусилитель, в переднем мосту появилась принудительная блокировка той же марки Eaton, выросли и функциональные возможности многих электронных помощников водителя. Увы, стоимость H9 растет вместе с его популярностью, а ситуация на финансовом и автомобильном рынках только ускоряет рост цен: в зависимости от комплектации новые автомобили этой модели стоят от 4,9 до 5,3 миллиона рублей… Но ведь есть вторичный рынок! Там за H9 2015-2016 года просят 2-2,65 миллиона, а за 2017-2020 год – 2,6-2,7 миллиона. Тоже солидно, но это все же существенно меньше, чем 4,5-5 миллионов, которые продавцы хотят за свежие машины после второго рестайлинга. Но стоит ли обращать внимание на H9 с пробегом? Давайте посмотрим, что пишут в своих отзывах их владельцы. Ненависть #5: Багажник Когда человек покупает среднеразмерный рамный внедорожник, он явно предполагает какие-то дальние выезды на природу с мангалами, палатками, тентами и складной мебелью. Или на рыбалку. Или поездку на дачу… В любом случае у большого автомобиля и багажный отсек должен иметь соответствующий размер. Но в ситуации с Haval H9 ожидания могут и не оправдаться. Дело в том, что на многих рынках автомобиль этого класса и размера может иметь успех только в том случае, если в нем есть третий ряд сидений. Есть он и в H9.Увы, сложенные сиденья третьего ряда изрядно увеличивают высоту пола и уменьшают объем. Владельцы жалуются: «В багажнике много места съедает третий ряд сидений. Если он разложен, то ты без багажника, если нет, то пол выше, чем в TLC 200», «Ожидал более вместительного багажника, но так как присутствует 3 ряд сидений и есть только такая комплектация, то деваться пока некуда. Приходится складывать и второй ряд сидений, чтобы уложить весь рыболовный скарб». Автор одного из отзывов с удивлением отмечает, что в существенно меньшем по размеру кроссовере Haval H6 багажник оказался объемистей более чем на 100 литров!
Haval H9 2014–2019 И я бы не назвал оборот «ты без багажника» преувеличением: в семиместной конфигурации доступный для укладки багажа объем составляет всего 112 литров…Тем не менее авторы отзывов признают, что по сути багажник неплохо организован: есть ниши и отсеки для инструментов, домкрата, аптечки, проводов «прикуривателя». А вот в салоне ниш и полочек не хватает – есть перчаточный ящик и бокс-подлокотник, но телефон положить некуда. Зато, по их словам, «в наличии прикуриватель с микролифтом и подстаканники в половину торпедо, только умывальника не хватает».Есть и ряд других нареканий. Например, в нескольких отзывах отмечено, что для того чтобы разложить третий ряд сидений, нужно снять закрывающую багажник шторку. Только убрать ее после этого некуда. Одним словом, перед покупкой лучше внимательно оценить, будет ли багажник соответствовать вашим потребностям. Любовь #5: Проходимость Если в ваши планы входят некие внедорожные экзерсисы (вполне серьезные, но без реального экстрима), то H9 вам вполне подойдет. Это доказывают и журналистские тест-драйвы (в том числе и наши), и отзывы в интернете. Во внедорожном арсенале – длинноходовая подвеска, раздаточная коробка BorgWarner с понижающей передачей 1:2,56, отличная блокировка заднего дифференциала Eaton c гидравлическим приводом, тяговитые двигатели (и дизель, и бензиновый), рама… Ну а последний рестайлинг добавил возможность заблокировать и передний мост. Блокировка того же производителя, но с электрическим приводом. Плюс ко всему появился «внедорожный круиз-контроль» (Cruise Control Off-road), который позволяет в сложных ситуациях просто нажать клавишу, снять ноги с педалей и сосредоточиться на рулении. Словом, все серьезно, и некие сомнения может внушать лишь не самый героический дорожный просвет, равный 206 мм.Однако владельцы в своих отзывах дружно уверяют, что если в ваши планы не входит участие в экстремальных трофи-рейдах, то сомнения можно смело откинуть: «Проходимость по грязям, песку, снегу – даже не знаю, с чем сравнить, нигде ни разу не подвел, идет, как танк», «Проходимость Н9 меня впечатлила. Просто офигенный автомобиль!», «Очень понравился внедорожный круиз-контроль для внедорожника, в том виде, как он реализован», «Пробовал на черноземах полные блокировки и весьма впечатлен данным агрегатом», «Внедорожные качества безупречные – ездил по снегу, грязи в поле, сухим колдобинам. Понижайкой и блокировкой пользовался считанные разы. Очень интересная черта: машина из грязи выпрыгивает, а не зарывается». Haval H9 2014–2019 1 / 4 Haval H9 2014–2019 2 / 4 Haval H9 2014–2019 3 / 4 Haval H9 2014–2019 4 / 4 Во многих отзывах авторы описывают конкретные жизненные ситуации, с которыми H9 не просто справился, а справился с честью: «На дачу по снежной целине 30 см глубиной проехал на шипованной резине в режиме понижайки». Другой описывает, как решил добраться до дачи через снежное поле, в метель: «Вперед лез по свежему рыхлому снегу глубиной сантиметров 40-50, из машины это не было ясно. Вылез посмотреть, где я, и тогда оценил, что снег выше номера», «Думал, придется бежать за трактором, но трактор в итоге вызвал сосед, который попытался выехать на трассу на своем Прадо 150, и не смог. Совсем не смог». Стоит, конечно, понимать, что для достижения намеченной точки на карте нужно трезво оценивать и свои возможности, и возможности автомобиля, потому что справедливость присказки «чем круче джип, тем дальше бежать за трактором» никто не отменял. Ненависть #4: Зимние проблемы Также следует признать, что зима приносит владельцам Haval H9 не только чувство уверенности в возможностях преодоления сугробов, но и некоторые неприятности и неудобства. Во-первых, многие владельцы отмечают некую медлительность прогрева салона автомобиля: «Салон греется долго – минут 15-20», «Через 15-20 минут езды салон только начинает прогреваться». И жалуются на это не только владельцы дизельных версий (в этом не было бы ничего неожиданного, все знают, что дизели греются дольше), но и те, у кого под капотом стоит бензиновый турбомотор. Для водителя проблем нет, за пару-тройку минут и руль греется целиком по кругу, и сиденье, причем не только подушка, но и спинка, а вот пассажирам какое-то время приходится мерзнуть. На самом деле авторы многих отзывов пишут, что совсем не зря потратили деньги на установку предпускового подогревателя: он не только облегчает запуск в холодную погоду, но и резко уменьшает время прогрева воздуха в салоне. Увы, штатного подогревателя в автомобиле нет. Во-вторых, очень во многих отзывах авторы жалуются на работу щеток стеклоочистителя: «убедился, что "дворники", стоящие на машине, не подходят для зимней эксплуатации – они быстро обледеневают, при этом становятся дугой и прекращают чистить лобовое», «Резина на "дворниках" в мороз дубеет, и бескаркасные щетки плохо прилегают к стеклу». Но чтобы очистить стекло от липкой грязи, смешанной с противогололедными реагентами, его нужно поливать. И тут снова засада: «при движении включаю омыватели, а они обильно поливают только нижний срез лобового стекла», «Струйные форсунки омывателя лобового стекла – это натуральный косяк для такой машины, нужны веерные».
Haval H9 2014–2019 Но сильней всего раздражают владельцев отказывающие на морозе сенсорные замки дверных ручек. И если замки дверей открываются с брелока, то с пятой дверью начинаются реальные проблемы: «Стандартная болячка: когда ручка багажной двери уделана смесью мокрого снега и грязи, то пока не вытрешь – не открыть снаружи», «в мокрую холодную погоду ручка багажника отказывает, требуется сушить салфеткой и греть рукой», «Дверь багажника в принципе работает только на сенсоре, поэтому ее нельзя открыть механически с кнопки или ключа. Пару раз я попадал так, что она не открывалась вообще». С этой бедой владельцы справляются, кто как может: кто-то советует сменить батарейку в ключе; кто-то пишет, что у них эта проблема решалась блокировкой/разблокировкой машины, и сенсор как будто обнулялся после этого; кто-то советует протирать ручку сухой салфеткой, и тогда всё работает; многие утверждают, что проблему удалось решить методом герметизации ручки. Однако самое радикальное решение – проложить дополнительный провод от двери, чтобы багажник можно было открыть нажатием кнопки на брелоке.А вот с зимней коррозией H9 справляется на твердую пятерку: «Зимнюю грязь смываю не часто, но хром в полном порядке. Хромированные вставки на дверях снизу потускнели, кое-где есть пятнышки от реагентов, но если не присматриваться, то их не видно. Ржавчины нигде нет», «Хром на дверях в нескольких местах прошлой зимой пытался зацвести. За год два-три раза обработал сам защитой для хрома, заняло каждый раз минут по пять. Больше проблемы не наблюдал». Любовь #4: Качество салона, шумоизоляция и оснащенность Еще одно общее место, которое есть практически во всех отзывах – это дружные восторги по поводу комфорта и качества салона: «Кресла мягкие, уютные, с четко выраженной боковой поддержкой. На дальняк – песня!». Практически отсутствуют жалобы на эргономику, разве что некоторые владельцы сетуют на то, что правая коленка упирается в жесткий пластик: «При движении моя коленка упирается в прилив кнопки старт-стоп на торпедо, для борьбы с этим неудобством купил маленькую мягкую кожаную подушечку». Ну а в остальном все отлично – настолько, что некоторые владельцы даже верят в натуральность не только кожи, но и всего алюминия с деревом: «Внутри всё добротно, мягкая кожа наппа, алюминий, натуральный шпон, лак, сборка качественная», «Машина внутри – супер, все достойно, мягко, тихо, удобно, современно, функционально», «Очень круто сделанный салон: кожа наппа, сандаловое дерево, мягкий пластик, прорезиненные ручки, крутилки, бархат внутри бардачка, подсветка… При этом всё четко собрано, ничто не скрипит и не болтается – качество!».При этом, что приятно, салон отличается долговечностью. Вот пишет хозяин автомобиля после пяти лет эксплуатации: «Салон в идеале, царапин нет даже сзади, где иногда катается такса. Слегка потерся руль, но всё блестящее в салоне – блестит, все светодиоды горят всеми положенными цветами, вся кожа – без заломов и трещин, ни одного скрипа нигде нет. За салоном не ухаживаю, только иногда протираю панели влажными салфетками».
Haval H9 2014–2019Радует владельцев и оснащенность автомобиля разнообразными современными системами: «Список современных опций приличный: джойстик переключения скоростей, поворотный биксенон, система «старт-стоп» , акустическая система Инфинити, контроль давления и температуры в каждой шине отдельно, подрулевые лепестки переключения коробки, режим парковки и т.д. и т.п. Нет смысла все перечислять». Перечислять все действительно смысла нет – проще заглянуть на фирменный сайт и посмотреть, чем отличаются комплектации Comfort, Elite и Premium. В своих отзывах авторы отмечают внимание создателей к мелочам и хвалят камеру заднего вида, парктроники, правое зеркало, опускающееся вниз при движении назад, салонное зеркало с затемнением (правда, многие рекомендуют убрать средний подголовник заднего ряда сидений, мешающий обзору). Нравится и мультируль с удобными кнопочками: «Я раньше иногда ездил на Авенсисе и новом E-классе, и в обоих случаях кнопки на руле меня удручали, особенно на “ешке”. Там крутилка сенсорная, и я постоянно по ней елозил, что-то там случайно переключал и дико от этого страдал, а на Хавале такого нет». Конечно, у дорестайлинговых машин набор опций несколько меньше: «Не хватает камеры 360, адаптивного круиз-контроля (дебилов на дороге на дальняк хоть отбавляй), ну и вентиляции сидений (летом на коже она должна быть обязательно)», – пишет один из авторов. И все равно, по мнению владельцев, по уровню комфорта и оснащенности H9 обходит всех своих конкурентов, в первую очередь – Mitsubishi Pajero Sport, а также Toyota Fortuner и Prado. Ну и отдельным предметом гордости китайских инженеров может быть неожиданно высокий для рамного внедорожника уровень акустического комфорта. Авторы значительной доли отзывов считают шумоизоляцию чуть ли не главным достоинством модели: «Классная шумоизоляция – с дизелем на зимней резине по асфальту на 100 км/ч можно говорить, не повышая голоса», «Понравилось все, особенно ходовая и шумка – едешь, как на электромобиле», «Поразительная шумоизоляция (реально S-класс, если двигатель не крутить до 6 тысяч), несмотря на визуально тонкие стекла в дверях», «Шумоизоляция – никакие Тойоты рядом даже не стояли!». И так далее, и все в таком духе… Единственное, что смущает авторов, так это то, из чего эта шумоизоляция сделана: «В багажнике есть лючок, через который можно заглянуть внутрь и увидеть толстенную бляху холофайбера (или синтепона) на глаз толщиной сантиметров 15-20». Так вот, авторы этих отзывов опасаются, что при перепаде температур и высокой влажности там будет происходит конденсация влаги, а значит – и активная коррозия. По счастью, пока что эти опасения не подтверждаются. Ненависть #3: Легкий руль, колейность Как уже было сказано, владельцам нравится сам руль, удобный и ухватистый. Но вот настройки рулевого вызывают достаточно серьезные нарекания. Дело в том, что руль Haval H9 очень легкий, но при этом острый. С одной стороны, это неплохо, не нужно совершать амплитудных движений при перестроении. А с другой…
Haval H9 2014–2019«Машина "слушается" малейшего движения – это очень хорошо и удобно в городе, но на скорости это неправильно. Чуть отвлекся, и уже цепляешь соседнюю полосу, и это реально напрягает», «Стоит в пути немного отвлечься на СМСку в телефоне или переключение станции, как уже выезжаешь из полосы», – пишут владельцы в своих отзывах. Усугубляет ситуацию и то, что автомобиль весьма чувствителен к продольной колейности: «Если попасть в колею на МКАД на скорости, то спокойно можно вылететь на другую полосу». Одним словом, то, что удобно при неспешном движении в городе, маневрах на парковке или при преодолении внедорожных препятствий, может серьезно мешать на скоростной трассе. Любовь #3: Плавность хода, подвеска Чувствительность к колейности – это, конечно, минус, но в основном работе подвески Haval H9 владельцы дают более чем положительную оценку, прежде всего – за плавность хода: «Ямы на дороге – их просто больше нет», «Хавал лучше Рекстона: подвеска комфортно-надежная по любым убитым дорогам и без них, и зимой, и летом», «Удивляюсь подвеске машины на колдобинах грунтово-гравийной дороги, лесам и лугам… Супер!». Ну и вот такое неожиданное сравнение: «До Хавейла я ездил на седане Лексус. По ощущениям от вождения примерно то же самое!».




