С момента вступления Канады во Вторую мировую войну важную роль сыграло Британское содружество «в близости с Америкой». Местные автомобильные филиалы, являвшиеся собственностью США, из американских агрегатов в Канаде собрали огромное количество армейских машин, а правосторонние органы управления к ним поступали из Англии.   Приняв к исполнению столь серьёзную и продуманную систему массового выпуска унифицированных военных автомобилей, американские, канадские и британские корпорации смогли добиться выхода Канады на второе место в мире после США по объёмам выпуска и сбыта крупных партий войсковой автотехники, входившей в семейство СМР. В основном её отправляли в страны антигитлеровской коалиции, в том числе по ленд-лизу в СССР. Военизированные легковые и грузовые автомобилиК этим машинам относились доработанные и собранные на территории Канады легковушки, пикапы, небольшие грузовики и вездеходы с традиционным правосторонним расположением органов управления, в создании которых не могли не принимать участие разработчики из США и Великобритании.Ford Motor Company (1940-1944 гг.)К началу войны канадское отделение американской корпорации «Форд» предлагало открытую 85-сильную штабную машину F01AF на базе серийной модели V8-73A с типовым бензиновым двигателем V8 и трёхступенчатой коробкой передач.Штабной автомобиль Ford F01AF, захваченный немецкими войсками во время боевых действий на севере Африки. 1940 год Наиболее распространенными в этой категории были многоцелевые 95-сильные автомобили C11ADF для канадских сил, воевавших в северной и южной Африке. Обычно их оборудовали грузопассажирскими кузовами с деревянной внешней отделкой, упрощённой передней облицовкой, радиостанцией, навесными канистрами и наблюдательным люком на крыше.​Многоцелевая трофейная машина Ford C11ADF c пятидверным кузовом на службе Luftwaffe в северной Африке. 1941 год Chevrolet 1533Х2 (1940-1944 гг.)В первые годы войны для канадских войск в Африке компания «Шевроле» собирала достаточно крупные партии «тяжёлых армейских пикапов» марки 1533Х2 с 85-сильным мотором, двухступенчатой главной передачей, широкопрофильными шинами и сменными облицовками от гражданских пикапов.Патрульные 1,5-тонные автомобили Chevrolet 1533X2 со сварными кузовами и пулемётным вооружением. 1942 год Dodge T222 (1941-1944 гг.)Одной из немногих чисто канадских военизированных машин «Додж» был 95-сильный бортовой пикап Т222 для доставки 750 килограммов грузов, оборудованный гражданской облицовкой и закрытой металлической кабиной, идентичными американской серийной продукции.Пикап Dodge T222 (D15) на односкатных колёсах для военно-воздушных сил Великобритании. 1943 годОсновным лёгким полноприводным военным автомобилем Dodge был 74-сильный пикап Т212 (4х4), унифицированный с американским аналогом Dodge Т207.Полутонный пикап Dodge Т212 (D8A) для британских войск, воевавших в пустынных регионах Африки. 1941 годDodge Т110L (1940-1945 гг.)Наиболее известной военной продукцией канадского «Доджа» являлось семейство трёхтонных 95-сильных капотных грузовиков Т110L с тремя размерами колёсной базы, двускатной задней ошиновкой, остроносой передней облицовкой и «надутыми» крыльями. Они поступали в страны Британского содружества и инженерные части канадской армии.Трёхтонный войсковой самосвал Dodge T110L-6 (D60S) со стальным кузовом заднего опрокидывания. 1943 годСтандартизованные автомобили семейства СМР (1938-1945 гг.)Первые образцы машин будущего военного семейства СМР появились в конце 1938 года и имели капотную компоновку, односкатные колёса, правосторонние органы управления и весьма грубые формы прямоугольного капота и облицовки радиатора.Испытания опытных грузопассажирских автомобилей Chevrolet из перспективной военной серии СМР. 1939 годЧерез год компетентная комиссия рассмотрела новые прототипы Chevrolet и Ford, созданные корпорациями General Motors и Ford Motor Company, и поручила им организацию на своих заводах в Канаде массового производства стандартизованных армейских автомобилей с колёсными формулами 4х2, 4х4, 6х4 и полезной нагрузкой от 400 кг до трёх тонн. Их выпуск начался осенью 40-го, и всему семейству присвоили официальное наименование Canadian Military Pattern – «Канадский военный образец», сокращенно – СМР.Конструктивно автомобили обоих изготовителей отличались только разными бензиновыми двигателями, а в остальном взаимозаменяемые четырёхступенчатые коробки передач, гидропривод тормозов, рессорные подвески и прочие агрегаты и узлы были одинаковыми. Родственные модели разных корпораций имели легко узнаваемые формы и казались одинаковыми, не считая заводских эмблем на радиаторах, незаметных тонкостей и трёх видов цельнометаллических кабин, выпускавшихся в разное время в зависимости от модных стилевых решений.Двухосные военные автомобили Chevrolet СМРСборкой армейских машин «Шевроле» семейства СМР занимались два завода местного подразделения корпорации «Дженерал Моторс». На них использовался рядный верхнеклапанный шестицилиндровый двигатель в 85 л.с., созданный ещё в 1929 году.Программу открывали лёгкие многоцелевые заднеприводные машины С8 и полноприводные С8А с колёсной базой всего 2,6 метра. Их предлагали в многоцелевом, пассажирском и санитарном исполнениях с задними распашными дверями, люком на крыше кабины и нишами для запасных колёс.Многоцелевой застеклённый Chevrolet C8A c самой распространенной кабиной No.13 и 16-дюймовыми шинами. 1942-1945 гг.Второе семейство категории 750 кг состояло из усиленных моделей С15 и С15А с задним и полным приводом соответственно и той же колёсной базой от серии С8/С8А. Машины снабжались многоцелевыми шестиместными кузовами и открытыми грузовыми платформами с двухместной кабиной.Пикап Chevrolet C15A с модернизированной кабиной No.12 и двухсекционным радиатором. 1941-1942 гг.В разгар войны появились первые 1,5-тонные грузовики С30 (4х4) с двухступенчатой раздаточной коробкой и кабинами разных периодов производства, получившие высокий трёхметровый металлический кузов с тентом и 16-дюймовые колёса.Базовый грузовик Chevrolet C30 с упрощённой кабиной No.13 и прямоугольным наблюдательным люком. 1942-1945 гг.Развитием этого автомобиля стало усиленное трёхтонное шасси C60S для перевозки тяжёлого оборудования, буксировки артиллерийских систем и установки оборудования ремонтно-эвакуационных машин с двумя независимыми решётчатыми стрелами и лебёдками Gar Wood.Ремонтно-эвакуационный Chevrolet C60S, поставленный в инженерные и вооруженные силы Канады в количестве 2000 машинТранспортный грузовик Chevrolet C60L во время военных действий канадской армии в Тунисе. 1943 годСамый крупный трёхтонный длиннобазный автомобиль C60L (4х4) с четырёхметровой колёсной базой применялся как многоцелевой грузовик с высокобортным кузовом. Его облегчённый вариант со съёмной верхней частью кабины планировалось приспособить к транспортировке авиатранспортом.Автомобиль Chevrolet C60L с кабиной No.12 и высоким тентом для перевозки грузов первых ленд-лизов. 1941-1942 гг.Армейский грузовик Chevrolet C60L с кабиной No.13 и деревометаллической грузовой платформой. 1942-1945 гг.С 1940 года на коротких шасси С8А и С15А фирма «Шевроле» выпускала лёгкие артиллерийские тягачи СGT (4х4) с канадскими кузовами трёх видов, выполненные по образцу британских машин полевой артиллерии. Они служили для буксировки орудийных систем вместе с боевыми расчётами и амуницией.Короткобазный артиллерийский тягач Chevrolet СGT с передней частью от кабины No.12. 1941-1942 гг.Компактный тягач Chevrolet CGT с раздельной кабиной No.13 и кузовом для боевого расчёта. 1942-1944 гг.Двухосные военные автомобили Ford СМРКанадское отделение корпорации Ford выпускало более обширное и разнообразное поколение автомобилей «Форд» СМР, на которых применялся собственный нижнеклапанный двигатель V8 мощностью 95 л.с. и общие с «Шевроле» агрегаты.Эту программу возглавляли лёгкие заднеприводные автомобили F8 с грузопассажирскими кузовами британской компании Mulliner, которые применялись в Королевских ВВС. Полноприводный вариант F8A был построен в опытных образцах и впоследствии передан фирме «Шевроле».Лёгкий бортовой грузовичок Ford F8 с кабиной No.13 и целлулоидными стёклами в боковых дверях. 1942-1945 гг.Опытный пикап Ford F8A с сочетанием конструкции кабин No.11 и No.12, выпускавшийся фирмой Chevrolet. 1941 годНа два следующих автомобиля F15 и F15А монтировали самые разнообразные бортовые кузова, фургоны и цистерны вместимостью 760 литров, а полноприводный вариант снабжался механизмом отключения переднего моста американской фирмы Marmon-Herrington.Испытания одного из первых заднеприводных грузовиков Ford F15 с наиболее сложной кабиной No.11. 1940 годАвтомобиль F30 с промежуточным размером колёсной базой в 3,4 метра являлся основой многоцелевого бортового грузовика, эвакуатора, лёгкого артиллерийского тягача и санитарных машин с цельнометаллическими кузовами для перевозки четырёх раненых на носилках.Наиболее простая кабина No.13 на грузовике Ford F30 с расширенной передней облицовкой из плоских панелей. 1942-1945 гг.На трёхтонном шасси F60S (4х4), идентичном модели C60S, перевозили различные грузы, монтировали самосвальные кузова и зенитные орудия. На них устанавливали двухступенчатую раздаточную коробку, механизм отключения переднего привода, расширенные колёса и сварные трёхметровые кузова.Автомобиль-шасси F60S для перевозки воинских грузов и монтажа армейских надстроек. 1942-1945 гг.Опытный самосвал на шасси F60S с кабиной No.13 и гидроприводом подъёма стального кузова. 1944 годЕдинственный в программе СМР седельный тягач F60T (4х4) с укороченной до трёх метров колёсной базой работал в сцепе с одноосным шеститонным полуприцепом с низкими или высокобортными кузовами и массивной шаровой опорой диаметром 20 сантиметров.п: В 1943-1944 годах в составе седельных тягачей F60T с полуприцепами было собрано три тысячи таких автопоездовНа открытых автомобилях F60S с двух- и четырёхместными кабинами, особо прочным настилом кузова, ящиками для амуниции и вертикальными сварными опорами для винтовых домкратов была построена партия боевых машин F60B со шведскими 40-мм зенитными орудиями Bofors, которые крепилась на раме грузовиков посредством обычных винтов.Автомобиль F60B с поворотной пушкой Bofors, ящиками для боеприпасов и домкратами на шасси F60S. 1943 годПушка Bofors в британском четырёхместном исполнении на шасси F60B с одноосным прицепом, собранные в Великобритании. 1942-1943 гг.Самым известным трёхтонным грузовиком F60L (4х4) с кузовами пониженного профиля являлся укороченный на 60 сантиметров вариант F60S с 20-дюймовыми шинами. Он служил для перевозки военнослужащих, установки цистерн, санитарных кузовов, эвакуационных машин и полевых орудий.С 1942 года «Форд» выпускал самые ходовые дорожные грузовики F60L с двумя типами кабин и высокобортными кузовами с тентомМаскировочный носитель F60L с открытой кабиной, поручнями, тентом и ровным полом для перевозки 30-мм пушки. 1943 годНа доработанном шасси F15A (4х4) выпускался лёгкий артиллерийский тягач FGT (4х4) с тремя видами грузопассажирских кузовов для размещения четырех-шести членов боевых расчётов буксируемых орудий и боекомплекта. Их оборудовали вакуумным усилителем привода тормозов, задней лебёдкой и широкопрофильными шинами.Артиллерийский тягач Ford FGT с кабиной No.13 вместе с моделью СGT были собраны в количестве 23 тысяч машин. 1942-1945 гг.Трёхосные грузовики Ford F60Н СМР (1940-1944 гг.)Программу «Форда» замыкала оригинальная трёхтонка F60Н (6х4) со всеми односкатными колёсами и разными кабинами. Её создали на шасси F60S, на котором за штатным задним ведущим мостом была смонтирована дополнительная третья неведущая ось. Грузовик служил для перевозки крупногабаритных воинских грузов и установки ремонтно-эвакуационной техники.Автомобиль F60H с кабиной No.12, передним и средним ведущими мостами и задней подкатной осью. 1942 годШасси Ford F60H с оснащением ремонтно-эвакуационной машины Holms с балочной стрелой и механическим краном. 1944 годО трёхосных полноприводных автомобилях General Motors C60X мы уже рассказывали, а в общей сложности до сентября 1945 года в Канаде было собрано 390 тысяч машин семейства СМР.На заглавной фотографии – канадский многоцелевой трёхтонный полноприводный грузовик Ford F60S, приспособленный к транспортировке войсковых грузов и буксировки полевых орудий.В статье использованы аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Источник