Первый месяц весны закончился, хотя вид за окном заставляет сомневаться в том, что весна вообще добралась до средней полосы. В городах еще так-сяк, хотя снежные сугробы еще покрывают дворы и газоны, а за городом так и вовсе в лесу снега глубиной по пояс. Так что, уже настало время менять зимние шины на летние или лучше подождать? В сети можно столкнуться с самыми разнообразными ответами на вопрос, нужна ли вообще сезонная смена резины и когда это нужно делать. Кто-то утверждает, что менять резину нужно непременно в марте, иначе штраф. Кто-то считает, что это нужно делать в апреле, кто-то – что в мае… А кто-то яростно отстаивает утверждение, что сезонная смена резины – это «развод для лохов», иначе для чего бы выпускалась «всесезонка»? Вот и давайте попробуем разобраться. Начнем с самого общего вопроса: а обязательно ли менять «зиму» на «лето»? Ответ будет зависеть от того, зимними шинами какого типа вы пользуетесь. Если шипованными, то ответ будет положительным. Действительно, в соответствии с пунктом 5.5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 запрещается эксплуатация автомобилей, которые оборудованы шипованной резиной, в течение календарного летнего сезона, с июня по август. Несоответствие этим требованиям входит в приложение к ПДД «Перечень неисправностей и условий» (раздел 5), и любой сотрудник ГИБДД имеет полное право остановить ваш автомобиль для проверки ваших шин и в случае нарушений, в соответствии со статьей 12.5 КоАП, выписать штраф размером в 500 рублей. Впрочем, нарушением будет считаться и слишком большой износ протектора (высота которого будет менее 1,6 мм), и наличие явно видимых повреждений, и установка разнотипной резины: скажем, одно колесо на передней оси зимнее, а другое – летнее. Единственным исключением может быть ситуация, когда вы пробили колесо, установили вместо него запаску и едете в шиномонтаж. Получив такое объяснение, инспектор скорее всего отпустит вас с миром, сопроводив напутствием «Езжайте аккуратно!». Действительно, автомобиль, обутый в шины с разным коэффициентом сцепления, в любой момент может повести себя совершенно непредсказуемо.
Ну а если вы используете фрикционные зимние шины, то менять их или нет, остается исключительно вашим решением. Но чтобы это решение было правильным, давайте вспомним, чем, собственно, зимние шины отличаются от летних. Прежде всего они различаются по составу резиновой смеси. В случае зимних шин эта смесь составлена так, чтобы шины сохраняли эластичность, а значит, как высокий коэффициент сцепления, так и нормальный ездовой комфорт в условиях низких температур. Но что произойдет с ними в теплый сезон? Собственно говоря, ничего страшного, кроме того, что смесь станет избыточно мягкой. Субъективно это воспринимается совсем не плохо: я и сам использую фрикционные зимние шины, и в короткий период перед заменой, когда уже тепло, но я еще продолжаю на них ездить, на сухом асфальте эти шины кажутся мне даже комфортней летних, да и управляется автомобиль вполне пристойно, по крайней мере, на средних скоростях. Но та же избыточная мягкость приводит к тому, что протектор начинает изнашиваться просто с космической скоростью. Кроме того, из-за потерь на деформацию шин во время движения существенно возрастает расход горючего.
И управляемость остается приемлемой только на сухом асфальте и на не слишком высокой скорости. На мокром покрытии всё может получиться не очень хорошо… Ведь зимние шины серьезно отличаются от летних и по рисунку протектора. Блоки протектора зимних фрикционных шин рассечены множеством ламелей, что в условиях летней дороги далеко не лучшим образом сказывается как на точности управления, так и на тормозных характеристиках.А что же можно сказать про всесезонные шины? Их использование вообще никак не регламентируется. Но стоит учитывать вот что: как любое компромиссное универсальное решение, в условиях средней полосы России что летом, что зимой «всесезонки» будут серьезно уступать специализированным шинам по всем параметрам. Так что же, получается, они не совсем нужны? Вовсе нет. Ведь в России хватает территорий, где зимы, почитай, и нет, по крайней мере – в нашем понимании, с трескучими морозами и обильными снегопадами. В таких местах круглогодичная эксплуатация всесезонных шин вполне может оказаться оправданной, особенно когда речь идет о не самых мощных и быстрых автомобилях, например, легких коммерческих фургончиках-«каблучках». Но вот ставить всесезонные шины на Audi A6 или BMW 5-й серии я бы не посоветовал даже в том случае, если владелец живет в Краснодарском крае или Астрахани.
Итак, менять резину все-таки нужно, и пора вернуться к вопросу «Когда это стоит делать?». Вы уже поняли, что все определяется местными погодными условиями. Действующие нормативы ТС запрещают лишь эксплуатировать сугубо летние шины с декабря по февраль и шины с шипами противоскольжения – с июня по август. Местные власти имеют возможность регламентировать период использования зимних шин по своему усмотрению, но тем не менее решение всегда остается за автовладельцем.Только вряд ли стоит мчаться на шиномонтаж при первых звуках весенней капели. Даже если вам кажется, что весна окончательно вступила в свои права, и дневные температуры устойчиво держатся в плюсовой зоне, то все равно торопиться не стоит. Мало ли какой фокус выкинет погода: придет арктический холодный фронт с обильными снегопадами и ночными заморозками, и что вы будете делать на задубевшей летней резине на утренней обледеневшей дороге? А ведь такие ситуации у нас – не редкость, равно как и метели на первомайские праздники. Самое правильное – положиться в этом вопросе на данные метеорологов. Переобуваться стоит тогда, когда среднесуточная температура перевалит за отметку +7 градусов. Подчеркну – не дневная, а среднесуточная! И в условиях резко-континентального климата такой уровень может достигаться и тогда, когда днем солнышко прогреет воздух градусов до 20, а то и 25…Но вот решение принято, и вы отправляетесь в гараж или на склад, где у вас ждал своего часа комплект летних шин. И есть весьма высокая вероятность, что, осмотрев шины перед установкой, вы сокрушенно почешете затылок и произнесете сакраментальное «да, а ведь резину-то менять пора». Действительно, новые автомобили, как правило, поступают в продажу, оснащенные именно летней резиной, срок ее эксплуатации в течение года, как правило, оказывается чуть длиннее, да и эксплуатируется автомобиль в течение теплого сезона существенно интенсивнее, чем зимой. И тут вы встанете перед проблемой выбора: а какая именно летняя резина вам нужна? В шинных салонах и интернет-магазинах предлагаются сотни моделей десятков марок, на любой вкус и кошелек. Как тут не запутаться и, самое главное, не совершить ошибку? Ведь вы принимаете весьма ответственное решение, от которого зависит и безопасность, и комфорт, да и зря потратить весьма ощутимую сумму тоже не хочется…
В принципе, для летних шин легковых автомобилей существуют три типа рисунка протектора: асимметричный, направленный и симметричный. Особенности асимметричного рисунка мы обсудили в прошлый раз. Теоретически хороши по своим параметрам шины с направленным рисунком: они и на мокрой дороге отлично работают, и, как правило, отличаются низким уровнем шума. Но у них есть ахиллесова пята: их нельзя менять местами произвольно, и из четырех шин две будут предназначены для установки на правую сторону машины, а две – на левую. Получается, что и запасных колес нужно иметь две штуки, но где их размещать прикажете? Так что многие шинные бренды, например, Toyo, вообще отказались от производства шин такого типа. Что же касается шин с симметричным рисунком протектора, то для них характерен относительно высокий уровень шума и средние сцепные свойства. Зато такие шины менять местами в произвольном порядке, обеспечивая равномерность износа. Более того, их можно переставлять на диске другой стороной!Достаточно сложным вопросом является выбор марки. Понятно, что, приобретая шины одного из американских, европейских или японских брендов первого эшелона, вы получаете гарантированное качество и… изрядную наценку за громкое имя. На другом полюсе ценового спектра лежат шины бюджетных марок. Среди них есть европейские, азиатские, российские, причем бюджетные – вовсе не значит «некачественные». Но, с моей точки зрения, наибольший интерес представляет собой средний ценовой эшелон, который предлагает сочетание достойного качества, передовых технологий и вполне приемлемой цены. При этом в гамме любого из этих производителей есть шины, ориентированные на разные классы автомобилей и группы потребителей. Давайте разберем эти группы на примере каталога марки Toyo Tires.
Proxes R888R




